Венедикт Ерофеев
Из записных книжек
по публикации Игоря Авдиева
Литературовед Игорь Авдиев (слева) в гостях у Ерофеева (начало 80-х годов).
Розанов сказал: Девушки! Вы посланы в мир животом, а не головою. Розанов сказал: Изобретение книгопечатания сделало любовь невозможной. Я НЕ ХОЧУ ИСТИНЫ. Я ХОЧУ ПОКОЯ. (Розанов) Розанов сказал: Вера Фигнер дура, и Желябов дурак. Розанов: молчаливые люди и нелитературные народы. Видел. Свидетельствую. (В.Розанов). Розанов сказал: В мышлении моем всегда был какой-то столбняк. И несмолкаемый шум в душе. Опять Розанов о хр[истианст]ве и поле: Есть какая-то несовмещаемость между хр[истианст]вом и разверстыми ложеснами. Розанов сказал: Подняв новорожденного на руки, молодая мать может сказать: Вот мой пророческий глагол. Контрасты бытия. Розанов: загаженность литературы, ее оголтело-радикальный характер Розанов: Болит душа о себе, болит о мире... Грубы люди, ужасающе грубы, и даже по этому одному, или главным образом поэтому и боль в жизни, столько боли... ( Опавшие листья, I) Розанов сказал: Женщина без детей грешница. Это канон Розанова для всей России. Розанов сказал: Грусть моя вечная гостья. Она приходит вечером, в сумерки... Я думаю, она к человеку подошла в тот вечерний час, когда Адам вкусил и был изгнан из рая. Розанов сказал: Мы хорошо знаем только себя. О всем прочем только догадываемся. Розанов о Гоголе: Откуда эта беспредельная злоба? Демон, хватающийся боязливо за крест. Осложнить вдохновение хитростью вот Византия. (В.Розанов) Розанов сказал: Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Розанов сказал: Будем целовать друг друга, пока текут дни. Слишком быстротечны они, будем целовать друг друга. Розанов сказал: Боль мира победила радость мира вот христианство. Розанов сказал: Верьте, люди, в нежные идеи. Бросьте железо: оно паутина. Истинное железо слезы, вздохи и тоска. Истинное, что никогда не разрушится одно благородное. Им и живите. Роз[анов]: perfectum кабак, praesens кабак, futurum кабак. Из уединения всё. Уединение лучший страж души. (В.Розанов) Розанов сказал: Будь верен в любви: остальных заповедей можешь и не исполнять. Розанов: Шарлатаны вообще бывают величественны. Розанов: с германской походкой. Розанов: У меня какой-то фетишизм мелочей. Всё величественное мне было постоянно чуждо. Розанов О себе Мое отношение к миру нежность и грусть. А в печати окончат[ельно] утвердилась мысль, что я Передонов или Смердяков. Merci. Не понимаю, почему меня так ненавидят в лит[ерату]ре. Сам себе я кажусь очень милым человеком. О христианстве Необыкновенная сила церкви зависит (м[ежду] прочим) от того, что прибегают к ней люди в самые лучшие моменты своей души и жизни: страшные, патетически страдальческие, горестные. Тут человек совсем другой, чем всю жизнь, и лучший. Как же этому месту, куда всё снесено, не сделаться было наилучшим и наимогущественнейшим. О конце Европы Механизм гибели европ[ейской] цивилизации будет заключаться в параличе против всякого зла, всякого негодяйства, всякого злодейства: и в конце времен злодеи разорвут мир. Гоголь и Толстой Толстой вовсе не был религиозным лицом, рел[игиозной] душою, как и Гоголь. И [у] обоих страх перед религией страх перед темным, неведомым, чужим. О мелочах. А все-таки мелочной лавочки из души не вытравить: всё какие-то досады, гневы, самолюбия; и грош им цена, и минута времени; а есл[?], и не умеешь не допустить в душу. О церкви. Конечно, я умру все-таки с Церковью, конечно, Церковь мне неизмеримо больше нужна? чем литература. И духовенство все-таки всех сословий милее. О русских. Я хочу умереть с Русью и быть погребенным с русскими. Кроме русских, единственно и исключительно русских, мне вообще никто не нужен, не мил и не интересен. О русских: Русь молчалива и застенчива, и говорить почти что не умеет: на этом просторе и разгулялся русский болтун. (соц[иал] -дем[ократы]). Об истории после Р. Х.. Чего не понимал Леонтьев, ждущий второго Наполеона etc: Жизнь Амвросия Оптинского разве не красочнее, чем биография старого ветерана цезаревых войск, и жизнь пап Льва II, Григория Великого, Григория VII, Иннокентия III несравненно полнее движением, переменами, борьбой и усилиями, чем довольно безтрудные и нимало не интересные победы Александра над [нрзб] вообще история не потеряла интереса, а только переменила ТОН и ТЕМЫ. Тон, од[на]ко[?], другой. И царство благодатное не допускает повториться Киру, Александру, Цезарю. Наполеон был явно исключением и инстинктивно правильно нарекался Антихристом. О Леонтьеве. Он был редко прекрасный русский человек, с жестом, искренней душой, язык коего никогда не знал лукавства: и по этому качеству был почти [нрзб] в русской словесности, довольно-таки фальшивой, деланной и притворной. В лице его добрый русский Бог дал доброй русской л[итерату]ре доброго писателя. И всё: и его реакц[ионно]сть, и его постриг в монашество, и связь с афонскими и оптинскими старцами. О царе и соц.-демократах. Одна лошадь, да еще старая и неумная, везет телегу: а дюжина молодцов и молодух сидит в телеге и орут песни. О евреях. Теперь все дела русские, все отношения русские осложнились евреем. Как справиться с евреем? Куда его девать, как бы он не обиделся? При Николае Пав[ловиче?] этого и в помине не было. Русь, может быть, не растет, но еврей во всяком случае растет. В.В. Розанов. Спустя [нрзб] Канун 1970 г. О разном. Осторожно обходи толпу. Окружающие убавляют душу, а не прибавляют. Сущность молитвы заключ[ается] в признании глубокого своего бессилия, глубокой ограниченности. Что же я скажу Богу о том, что он послал меня увидеть? Скажу ли, что мир им сотворенный прекрасен? Нет. Он ничего не услышит от меня. О Толстом и Соловьеве. Не люблю их поэзии. Не люблю их мысли. Последняя собака, раздавленая трамваем, вызывала большее движение души, чем их философия и публицистика. Во всех их не было никакой раздавленности, напротив. С детства мне было страшно врождено сострадание; и на этот главный пафос души в них обоих я не находил никакого объекта. О Христе и евреях. Есть какая-то ненависть между Ним и еврейством. И понимаешь ноуменальное, а не феноменальное распни Его. О революции. Революция имеет два измерения длину и ширину: но не имеет [?] глубины. В революции нет [нрзб] И не будет. [нрзб] царственное чувство. Еще о евреях. Почти не встречается еврей, кот[орый] не обладал бы каким -нибудь талантом. Но не ищите среди них гения. Спиноза, которым они все хвалятся, был подражателем Декарта. Около Канта, Декарта и Лейбница все евреи-мыслители какие-то часовщики-починщики. Около сверкания Шекспира что такое евреи- писатели от Гейне до Айзмана? В самой свободе их никогда не явится великолепия Бакунина. Ширь и удаль, и еврей: несовместимы. Они все ходят на цыпочках перед Богом. О царе. Любить Царя (просто и ясно) есть действительно существо [?] дело в монархии и первый долг гражданина. О рус[ском] социализме. Вот почему от 14 декабря [19]25 г. до сейчас вся наша история есть отклонение в сторону, и просто совершилась ни для чего. Зашли не в тот переулок и никакого дома не нашли. Вертайся назад, в гости не попали. О Спенсере. Никакого желания спорить со Спенсером: а желание вцепиться в его аккуратные бакенбарды и выдрать из них половинку. А его Сикстинская философия [три строки текста утрачены] [?] ким дураком [?] выдрать его за бакенбарды. О Гоголе. Никогда более страшного человека, подобия человеческого... не приходило в нашу землю. О Суворине. В глазах, в движениях головы то доброе и ласковое, то талантливое, что и видел в нем [нрзб] лет. В нем были вероятно недостатки: но в нем не было неталантливости ни в чем, даже в повороте шеи. О Толстом. Когда наша простая Русь полюбила его простою и светлою любовью за Войну и мир, он сказал: Мало. Хочу быть Буддой и Шопенгауэром. Но вместо Будды и Шопенгауэра получилось только 42 карточки, где он снят en face, в профиль, и [нрзб], сидя, стоя, лежа, в рубахе, кафтане и еще в чем-то, за плугом и верхом, в тапочках, шляпе и просто так... О церкви. Собственно, непосредственно слит с церковью и никогда не был (и в детстве, и юношей, и зрелым). Я всегда был зрителем в ней, стоятелем хотящим помолиться оценщиком, хоть и любующимся, Таким образом, и здесь, как везде, как и во всем, и тут я был иностранец. О христианстве. Дальнейший отказ хр[истианст]ва от пола будет иметь последствием увеличение триумфов еврейства. Вот, отчего так [нрзб] время я начал проповедывать[нрзб] хр[истианст]во должно хотя бы отчасти стать фаллическим. О Гоголе. Памятники не удаются у русских (Гоголю и т. д.), потому что единственный нормальный памятник часовня, и в ней неугасимая лампада по рабе Божием Николае. О рус[ской] литературе. /Ср[авнение] с иностр[анной]/. Всё-таки русская литература как-то несравненно колоритна. Какие характеры, какое чудачество. Какая милая чепуха. О Герцене и Грибоедове. Чему я собственно враждебен в литературе? Тому же, чему враждебен в человеке: самодовольству. Самодовольный Герцен мне в той же мере противен, как полковник Скалозуб. Счастливый успехами в литературе, в женитьбе, в службе, Грибоедов, в моем вкусе, опять тот же полковник Скалозуб. О своем творчестве. Какого влияния я хочу? Чтобы моё влияние было в расширении души человеческой, чтобы душа была нежнее, чтобы у нее было больше ухо, больше ноздри. И больше в сущности ничего не хочу. [3 строчки нрзб] человеку, как не [нрзб] в поле. De ratione. Конечно, я ценил ум, без него скучно, с умом интересно, это само собою. Но почему-то не привлекает и не восхищает. Бог душа мира, а не мировой разум. О Михайловском, Чернышевском etc. Пришел вонючий разночинец. Пришел со своею ненавистью, пришел со своею завистью, пришел со своею грязью. И... это окружило его ореолом мрачного демона отрицания... Он был не чё рен, а грязен. И разрушил дворянскую культуру от Державина до Пушкина. О попах. Попы медное войско около Христа. От ЕГО слез и страданий ни капли в НИХ. Отроду я не видал ни одного заплакавшего попа. Всё некогда, всё должность и служба. И между прочим, ни в ком я не видал такого равнодушного отношения к смерти, как у попов. Эта метафизика нам нипочем. добавить: триумф, тщета, идея, каприз, пафос. (о смесях). |