Венедикт Ерофеев
и Василий Розанов
Ефим
Курганов
Ерофеевское
эссе "Василий Розанов
глазами эксцентрика" -
это своего рода признание
в любви к Розанову,
выраженное достаточно
необычно, но вполне по-розановски:
пусть это мерзкий,
противный старикашка, но я
без него не могу, ибо все 36
его сочинений вонзились
мне в душу. И это была не
бравада, а высший предел
откровенности.
Самоощущение Розанова
было в высшей степени
близко Ерофееву. Не то
чтобы Веничка учился у
Розанова. Нет, вдруг прочел
и ощутил родную душу,
такого же неприкаянного и
отчаянного философа,
провоцирующего,
дразнящего впавшую в
спячку Русь. И еще один
крайне важный момент
необходимо сейчас
выделить.
Веничка чувствовал себя
в мире... евреем. В этом он
признался в своей трагедии
Вальпургиева ночь, в
которой вывел себя как
еврея. Если Абрам Терц
Синявского - это тщательно
отработанная поза, то
Гуревич из Вальпургиевой
ночи, несущий в себе
явные черты веничкиного
облика, - исповедание веры,
попытка с жесткой
точностью и емкостью
определить особенность
своего пути в жизни и
искусстве, специфику
своего исключительного
художнического бесстрашия.
Веничка не столько был
отвергнут миром, сколько
сам его отверг, но при этом
не отгородился, а бросил
вызов, горько и страшно
выразив свое несогласие с
устройством мира, показав,
что он другой, что он сам
выбирает свое гетто.
Осмысляя свою миссию,
Веничка и взглянул на себя
как на еврея. Игорь Авдиев,
один из персонажей поэмы "Москва
- Петушки", отмечает:
Без сомнения, Веня был
евреем. Я это понял в самые
первые дни нашего
знакомства. Нельзя
вынудить еврея не быть
евреем, раз он родился
таковым, как нельзя евреев
разлучить водой, огнем,
тюрьмой, сумасшедшим домом,
- мы сердцем едины. Kонечно,
родиться сразу евреем - это
рок, фатум,
предопределение 1 .
Поняв себя по
внутреннему жизнеощущению
как еврея, Веничка и
потянулся страстно к
Розанову.
Василий Розанов не мог
без евреев. Мучался этим,
изрыгал порой проклятия и
опять бежал к ним.
Собственно, проклятия эти
вызывались исключительной
силой его безмерного
преклонения перед народом
Израиля. А за проклятиями (часто
даже рядом с ними)
следовали восторги,
которые из-за их
неумеренности сам же
Розанов и расценивал как
унизительные для русского
человека. Проклятия народу
Израиля порождались
огромной
концентрированной мощью
преклонения перед ним.
Скажем, заявляет Розанов
в 1912 году в книжечке Библейская
поэзия, что дар
гениальной простоты
присущ только семитам.
После такого высказывания
проклятия просто не могли
не вырваться из
истерзанной души писателя.
Тяжело было ему справиться
со своим страстным и
мучительным тяготением к
евреям, трудно было
переварить его в себе, но
выдавить, вырезать из себя
это тяготение Розанов не
мог, да и не хотел.
Он видел в себе иудея, нет,
не просто иудея, а
библейского пророка, из
любви вершащего божью
распрaву над своим народом.
Он с гордостью сравнивал
себя с рабби Акибой, одним
из десяти мудрецов,
преданных после разгрома
восстания Бар-Kохбы
мученической смерти:
Словом, рабби Акиба
был "Розанов I века по Р.Х.",
такой же неуч, такой же
гений, такой же мудрец и
поэт, а Розанов есть "Акиба
XX века"... 2
В своем противостоянии
гибнущему миру, в
осознании себя грозным
свидетелем общего распада
и Ерофеев, подобно
Розанову, открыл в себе
иудея. Им обоим казалось,
что русская позиция
выражается словами: хреново,
но все равно будем жить.
А им по душе была позиция: так
жить нельзя; лучше
взорвать все к чертовой
матери, чем так жить.
Оба они определяли эту
вторую позицию как
еврейскую (точнее было бы
ее назвать линией
ветхозаветных пророков,
линией поругания миру)
и как особенно близкую
себе.
Веничка Ерофеев оказался
с Розановым как бы на одной
оси. Они, такие разные,
совпали в характере своего
самоощущения. Но при этом
они отнюдь не являли собой
некое исключение, некое
отклонение от нормы. Более
того, за парой Ерофеев -
Розанов вырисовывается
определенная линия
русской духовной культуры.
Вспомним мгновенно
врезающиеся в память своей
жесткой афористичностью
строки из цветаевской Поэмы
конца:
В сем христианнейшем
из миров
Поэты - жиды!
Цветаева, судя по всему,
имела в виду фактор
отверженности евреев. Но
для понимания феномена Ерофеев
- Розанов нужно еще
помнить вот что (и это
также входит в контекст Поэмы
конца): евреи потому-то и
были отвергнуты
христианским миром, что
сами не признали его,
отказались слиться с ним,
предпочли остаться в гетто
избранничеств.
Народ, отказавшийся, дабы
сохранить свое Я, свой
внутренний лик от
милостиво даруемого
спасения, от разрешения
быть как все, и Ерофеев и
Розанов ощутили своим.
Точнее, они поняли, что они
такие же. Такова ситуация,
определившая одну из линий
русской культуры.
Примечания
1 Театр, 1991, N 2, с. 110-111.
2 Розанов В. В. Сахарна
// Литературная учеба, 1989 , N
2, с. 115.
|