Главное - подкараулить это в себе

Театр перформеров (Владимир). "Икота".
Пьеса Анатолия Гаврилова
по дневникам Венедикта Ерофеева,
постановка Станислава Шавловского

Андрей Травин

24 октября театр "Перекресток" отметил шестидесятилетие Венедикта Ерофеева московской премьерой спектакля "Икота" по пьесе А. Гаврилова, написанной на основе дневников Венички (премьера этого спектакля во Владимире состоялась ранее в рамках местного конференц-карнавала).

На сцене побывала молодежная труппа - семеро студентов владимирского колледжа с факультета сценографии и режиссуры.

Постановка, можно сказать, прошла с переменным успехом. Многочисленные невнятности и затянутости приводили к тому, что спектакль, если говорить театральными терминами, регулярно "падал".

Раньше казалось, что почти невозможно адекватно перенести на сцену, скажем, прозу Федора Абрамова. Однако это все-таки удалось - Юрию Любимову, например. Сейчас кажется, что невозможно адекватно поставить прозу Венедикта Ерофеева (я не говорю про его пьесу "Шаги командора", впечатляюще поставленную, к примеру, в Студенческом театре МГУ). Ну, а этот спектакль такое мнение не опровергает.

Помните, в "Москва - Петушки" эпизод, когда герой оказывается в совершенно пустой электричке, а за окнами становится темно, хотя вроде еще не должно было так стемнеть.

Описываемый спектакль начинает с того, что зал и сцена погружаются в темноту на несколько минут. Из подобных аллюзий соткано все действие спектакля, в котором буквально нет никакого действия. Фразы из дневников Венички и поэмы "Москва - Петушки" разбрасываются, как листочки белой бумаги, призванной изобразить снег, который раньше всегда шел 24 октября, в день рождения Венички. "Пустота и полное отсутствие всякого смысла".

Вскоре удается понять, что Первая и Вторая женщины спектакля - жены Венички (третья героиня - хрестоматийная Дьяволица). В рамках малобюджетного спектакля они обходятся почти без костюмов.

"Я одел на левую ногу ботинок без носка, на правую только носок - пусть все видят, что я взволнован".

Актеры были слегка взволнованы, зрители, кажется, не очень. Кстати, среди зрителей обнаружился еще один знаменитый писатель эпохи семидесятых - Е. Попов.

Сайт управляется системой uCoz