- Не в радость
обратятся тебе эти тринадцать
глотков, - подумал я делая
тринадцатый глоток.
- Ты ведь знаешь и сам,
что вторая по счету утренняя доза,
если ее пить из горлышка, - омрачает
душу, пусть ненадолго, только до
третьей дозы, выпитой из стакана, -
но все-таки омрачает. Тебе ли этого
не знать?
- Ну, пусть. Пусть
светел твой завтрашний день. Пусть
твое завтра будет еще светлее. Но
почему же смущаются ангелы, чуть
только ты заговоришь о радостях на
петушинском перроне и после? - Что ж
они думают? - Что меня там никто не
встретит? или поезд повалится под
откос? или в Купавне высадят
контролеры? или где-нибудь у 105-го
километра я задремлю от вина, и меня,
сонного, удавят, как мальчика? или
зарежут, как девочку? Почему же
ангелы смущаются и молчат? Мое
завтра светло. Да. Наше завтра
светлее, чем наше вчера и наше
сегодня. Но кто поручится, что наше
послезавтра не будет хуже на- шего
позавчера?
- Вот-вот! Ты хорошо
это, Веничка, сказал. Наше завтра и
так далее. Очень складно и умно ты
это сказал, ты редко говоришь так
складно и умно.
- И вообще, мозгов в
тебе не очень много. Тебе ли, опять
же, этого не знать? Смирись, Веничка,
хотя бы на том, что твоя душа
вместительнее ума твоего. Да и
зачем тебе ум, если у тебя есть
совесть и сверх того еще вкус?
Совесть и вкус - это уже так много,
что мозги становятся прямо
излишними.
- А когда ты в первый
раз заметил, Веничка, что ты дурак?
- А вот когда. Когда я
услышал одновременно сразу два
полярных упрека: и в скучности, и в
легкомыслии. Потому что если
человек умен и скучен, он не
опустится до легкомыслия. А если он
легкомысленен, да умен - он скучным
быть себе не позволит. А вот я, рохля,
как-то сумел сочетать.
И сказать, почему?
Потому что я болен душой, но не
подаю и вида. Потому что с тех пор,
как помню себя, я только и делаю, что
симулирую душевное здоровье,
каждый миг, и на это расходую все (все
без остатка) и умственные, и
физические, и какие угодно силы. Вот
оттого и скушен. Все, о чем вы
говорите, все, что повседневно вас
занимает, мне бесконечно
постороннее. Да. А о том, что меня
занимает, - об этом никогда и никому
не скажу ни слова. Может, из боязни
прослыть стебанутым, может еще
отчего, но все-таки - ни слова.
- Помню, еще очень
давно, когда при мне заводили речь
или спор о каком-нибудь вздоре, я
говорил: "Э! И хочется это вам
толковать об этом вздоре!" А мне
удивлялись и говорили: "Какой же
это вздор? Если и это вздор, то что
же тогда не вздор?" А я говорил:
"О, не знаю, не знаю! Но есть."
- Я не утверждаю, что
теперь - мне истина уже известна или
что я вплотную к ней подошел. Вовсе
нет. Но я уже на такое расстояние к
ней подошел, с которого ее удобнее
всего рассмотреть.
- И я смотрю и вижу, и
поэтому скорбен. И я не верю, чтобы
кто-нибудь еще из вас таскал в себе
это горчайшее месиво - из чего это
месиво сказать затруднительно, да
вы все равно не поймете - но больше
всего в нем "скорби" и "страха".
Назовем хоть так. Вот: "скорби"
и "страха" больше всего, и еще
немоты. И каждый день с утра, "мое
прекрасное сердце" источает этот
настой и купается в нем до вечера. У
других, я знаю, у других это
случается, если кто-нибудь вдруг
умрет, если самое необходимое
существо на свете вдруг умрет. Но у
меня-то ведь это вечно! - хоть это-то
поймите!
- Как же не быть мне
скушным и как же не пить кубанскую.
Я это право заслужил . Я знаю лучше,
чем вы, что "мировая скорбь" -
не фикция, пущенная в оборот
старыми литераторами, потому что я
сам ношу ее в себе и знаю, что это
такое, и не хочу этого скрывать.
Надо привыкнуть смело, в глаза
людям говорить о своих
достоинствах. Кому же, как не нам
самим, знать, до какой степени мы
хороши?
- К примеру: вы видели
"Неутешное горе" Крамского? Ну,
конечно, видели. Так вот, если бы у
нее, у этой оцепеневшей княгини или
боярыни, какая-нибудь кошка уронила
бы в эту минуту на пол что-нибудь
такое - ну, фиал из севрского
фарфора, - или, положим, разорвала бы
в клочки какой-нибудь пеньюар
немыслимой цены, - что ж она? стала
бы суматошиться и плескать руками?
Никогда бы не стала, потому что все
это для нее вздор, потому что, на
день или на три, но теперь она "выше
всяких пеньюаров и кошек и всякого
севра"!
Ну, так как же? Скушна
эта княгиня? - Она невозможно скушна
и еще бы не была скушна! Она
легкомысленна? - В высшей степени
легкомысленна!
- Вот так и я. Теперь
вы поняли, отчего я грустнее всех
забулдыг? Отчего я легковеснее всех
идиотов, но и мрачнее всякого
дерьма? Отчего я и дурак, и демон, и
пустомеля разом?
- Вот и прекрасно, что
вы все поняли. Выпьем за понимание -
весь этот остаток кубанской, из
горлышка, и немедленно выпьем.
- Смотрите, как это
делается!..
Предыдущая глава Содержание Cледующая глава