-Да. За здоровье
тайного советника Иоганна фон Гете.
Я, как только выпил, почувствовал,
что пьянею сверх всякой меры и что
все остальные - тоже...
-А ... разрешите вам
задать один пустяшный вопрос, -
сказал черноусый сквозь усы и
сквозь бутерброд в усах: он опять
обращался только ко мне.
- Разрешите спросить:
отчего это в глазах у вас столько
грусти?.. Разве можно грустить, имея
такие познания! Можно подумать - вы
с утра ничего не пили!
Я даже обиделся: - Как,
то есть, ничего! И разве это грусть?
Это просто замутненность глаз... Я
просто немного поддал...
- Нет, нет, эта
замутненность - от грусти! Вы, как
Гете! Вы всем вашим видом
опровергаете одну из моих лемм,
несколько умозрительную лемму, но
все же выросшую из опыта! Вы, как
Гете, все опровергаете...
- Да чем же я
опровергаю? Своей замутненностью...?
- Именно! Своей
замутненностью! Вот послушайте, в
чем моя заветная лемма: когда мы
вечером пьем, а утром не пьем,
какими мы бываем вечером и какими
становимся наутро? Я, например, если
выпью - я весел чертовски, я
подвижен и неистов, я места себе не
нахожу, да. А наутро? - наутро я не
просто н е в е с е л, не просто
неподвижен, нет. Я ровно настолько
же мрачнее обычного себя, трезвого
себя, насколько веселее обычного
был накануне. Если я накануне
одержим был Эросом, то мое утреннее
отвращение в точности равновелико
вчерашним грезам. Что я хочу
сказать? а вот, смотрите:
И черноусый
изобразил на бумажке такую вот
хреновину.
И объяснил:
горизонтальная линия - это линия
обычной трезвости, п о в с е д н е в
н а я линия. Наивысшая точка
кривой - момент засыпания, наи-
низшая - пробуждения с похмелья...
- Видите! Это же голая
зеркальность! Глупая, глупая
природа, ни о чем она не заботится
так рьяно, как о равновесии! Не знаю,
нравственна ли эта забота; но она
строго геометрична! Смотрите: ведь
эта кривая изображает нам не один
только жизненный тонус, нет! Она все
изображает. Вечером - бесстрашие,
даже если и есть причина бояться,
бесстрашие и недооценка всех
ценностей. Утром - переоценка всех
ценностей, переоценка, переходящая
в страх, совершенно беспричинный.
Если с вечера, спьяна
природа нам "передала", то на
утро она столько же и недодает, с
математической точностью. Был у вас
вечером позыв к идеалу - пожалуйста,
с похмелья его сменит порыв к
антиидеалу, а если идеал и остается,
то вызывает антипорыв. Вот вам в
двух словах моя заветная лемма...
Она - всеобща и к
каждому применима. А у вас - все не
как у людей, все, как у Гете!..
Я рассмеялся: "Почему
ж она все-таки лемма, если она
всеобща?.."
И декабрист - тоже
рассмеялся: "Коли она всеобща, то
почему же лемма?.."
- А потому и лемма!
Потому что в расчет не принимает
бабу! Человека в чистом виде лемма
принимает, а бабу - не принимает! С
появлением бабы нарушается всякая
зеркальность. Если б баба не была
бабой, лемма не была бы леммой.
Лемма всеобща, пока нет бабы. Баба
есть - и леммы уже нет... в
особенности - если баба плохая, а
лемма - хорошая...
Враз заговорили все.
"Да что такое вообще: лемма?" И
что такое - плохая баба?" Плохих
баб нет, только леммы одни бывают
плохие...
- У меня, например, -
сказал декабрист, - у меня тридцать
баб, и одна чище другой, хоть и усов
у меня нет. А у вас, допустим, усы и
одна хорошая баба. Все-таки, я
считаю: тридцать самых плохих баб
лучше, чем одна, хоть и самая
хорошая...
- При чем тут усы!
Разговор о бабе идет, а не об усах!
- И об усах! Не было бы
усов - не было б и разговора...
- Черт знает, что вы
городите!.. Все-таки, я думаю: одна
хорошая стоит всех ваших. Как вы на
это смотрите?.. - черноусый опять
поворотился ко мне. - С научной
точки зрения, как вы на это смотрите?..
Я сказал:
- С научной, конечно,
стоит. В Петушках, например,
тридцать посудин меняют на полную
бутылку зверобоя, и если ты
принесешь, допустим...
" Как! Тридцать на
одну! Почему так много!" - галдеж
возобновился.
- Да иначе кто ж вам
обменяет! Тридцать на двенадцать -
это 3.60. А зверобой стоит 2.62. Это и
дети знают. Отчего Пушкин умер, они
еще не знают, а это - уже знают. А все-таки
никакой сдачи. 3.60, конечно, хорошо,
это лучше, чем 2.62, но все-таки сдачи
не берешь, потому что за витриной
стоит хорошая баба, а хорошую бабу
надо уважить...
- Да чем же она хороша,
эта баба за витриной?
- Да тем и хороша, что
плохая вообще бы посуду у вас не
взяла. А хорошая баба - берет у вас
плохую посуду, а взамен дает
хорошую. И поэтому надо уважить...
Для чего вообще на свете баба?
Все значительно
помолчали. Каждый подумал свое, или
все подумали одно и то же, не знаю.
- А для того, чтоб
уважить. Что говорил Максим Горький
на острове Капри?
"Мерило всякой
цивилизации - способ отношения к
женщине." Вот и я: прихожу я в
Петушинский магазин, у меня с собой
тридцать пустых посудин. Я говорю:
"Хозяюшка!" - голосом таким
пропитым и печальным говорю: "Хозяюшка!
Зверобою мне, будьте добры.." И
ведь знаю, что чуть ли не рупь
передаю: 3.60 минус 2.62. Жалко. А она на
меня смотрит: давать ему, гаду,
сдачи или не давать? А я на нее
смотрю: даст она мне, гадина, сдачи
или не даст? Вернее, нет, в это
мгновение я смотрю не на нее. Я
смотрю сквозь нее и вдаль. И что же
встает перед моим бессмысленным
взором? Остров Капри встает. Растут
агавы и тама- ринды, а под ними сидит
Максим Горький, из-под белых брюк
волосатые ноги. И пальцем мне
грозит: "Не бери сдачи! Не бери
сдачи!" Я ему моргаю: мол, жрать
будет нечего. "Ну, хорошо, я выпью,
а чем я зажирать буду?"
А он: "Ничего, Веня,
потерпишь. А коли хочешь жрать - так
не пей". Так и ухожу, без всякой
сдачи. Сержусь, конечно, думаю: "Мерило!"
"Цивилизации!" Эх, Максим
Горький, Максим же ты Горький, сдуру
или спьяну ты сморозил такое на
своем Капри? Тебе хорошо - ты там
будешь жрать свои агавы, а мне чего
жрать?.."
Публика смеялась. А
внучек верещал: "И-и-и-и-и: какие
агавы, какие хорошие капри..."
- А плохая баба? -
сказал декабрист. - Разве не нужна
бывает и плохая баба?
- Конечно! Конечно,
нужна - отвечал я ему. - Хорошему
человеку плохая баба иногда прямо
необходима бывает. Вот я, например,
двенадцать недель тому назад: я был
во гробе, я уже четыре года лежал во
гробе, так что уже и смердеть
перестал. А ей говорят: "Вот - он
во гробе. И, воскреси, если сможешь".
А она подошла ко гробу - вы бы видели,
как она подошла!
- Знаем! - сказал
декабрист. - "Идет, как пишет. А
пишет, как Лева. А Лева пишет фуево".
- Вот-вот! Подошла ко
гробу и говорит: "Танифэ куми".
Это значит, в переводе с
древнежидовского: "Тебе говорю -
встань и ходи". И что ж вы думаете?
Встал - и пошел. И вот уже три месяца
хожу, замутненный...
- Замутненность - от
грусти, - повторил черноусый в
беретке. - А грусть от бабы.
- Замутненность -
оттого, что поддал, - перебил его
декабрист.
- Да причем тут "поддал"!
А "поддал" - то почему? Потому
что, допустим, человек грустит и
едет к бабе. Нельзя же ехать к бабе и
не пить! - плохая, значит, баба! Да
если даже и плохая - все равно надо
выпить. Наоборот, чем хуже баба, тем
лучше надо поддать!..
- Честное слово! -
вскричал декабрист. - Как хорошо,
что все мы такие развитые! У нас тут
прямо как у Тургенева: все сидят и
спорят про любовь. Давайте и я вам
что-нибудь расскажу - про
исключительную любовь и про то, как
бывают необходимы плохие бабы!..
Давайте как у Тургенева! Пусть
каждый чего-нибудь да расскажет...
"Давайте!"
Давайте как у Тургенева!" Даже
старый Митрич - и тот сказал: "Давайте!.."
Предыдущая глава Содержание Cледующая глава