...Женищина, вся в
черном с головы до пят, стояла у
окна и, безучастно разглядывая мглу
за окном, прижимала к губам
кружевной платочек. "Ни дать, ни
взять - копия с "Неутешного горя",
копия с тебя, Ерофеев, - сразу
подумал я про себя и сразу про себя
рассмеялся.
Тихо, на цыпочках,
чтобы не спугнуть очарования, я
подошел к ней сзади и притаился.
Женщина плакала...
Вот! Человек
уединяется, чтобы поплакать. Но
изначально он не одинок. Когда
человек плачет, он просто не хочет,
чтобы кто-нибудь был сопричастен
его слезам. И правильно делает, ибо
есть ли что-нибудь на свете выше
безутешности?.. О, сказать бы сейчас
такое, такое сказать бы, - чтобы
брызнули слезы из глаз всех матерей,
чтобы в траур облеклись дворцы и
хижины, кишлаки и аулы;..
Что же мне все-таки
сказать?
- Княгиня, - позвал я
тихо.
- Ну, чего тебе? -
отозвалась княгиня, глядя в окно.
- Ничего. Губную
гармонь у тебя видно со спины, вот
чего...
- Не болтай ночами,
малый. Это не гармонь, а переносица...
Ты лучше посиди и помолчи, за умного
сойдешь...
"Это мне-то, в моем-то
положении - молчать! Мне, который
шел через все вагоны за разрешением
загадки!.. Жаль, что я забыл, о чем
эта загадка, но помню, что-то очень
важное... Впрочем, ладно, потом
вспомню... Женщина плачет - а это
гораздо важнее... О, позорники!
Превратили мою землю в самый
дерьмовый ад - и слезы заставляют
скрывать от людей, а смех
выставлять напоказ!.. О, низкие
сволочи! Не оставили людям ничего,
кроме "скорби" и "страха",
и после этого - и после этого смех у
них публичен, а слеза под запретом!..
О, сказать бы сейчас
такое, чтобы сжечь их всех, гадов,
своим глаголом! Такое сказать, что
повергло бы в смятение все народы
древности!..
Я подумал и скзал:
- Княгиня!.. а княгиня!..
- Ну, чего тебе опять?
- Нет у тебя уже
гармони. Не видно.
- Чего ж тебе тогда
видно?
- Одни только кустики.
(Она все отвечала, глядя в окно и ко
мне не поворачиваясь).
- Сам ты кустик, я
вижу...
-"Ну что ж, кустик,
так кустик." Я сразу как-то обмяк,
сел на лавку и разомлел. Никак, хоть
умри, никак я не мог припомнить, для
чего я пошел по вагонам и встретил
вот эту женщину... О чем же все-таки
это "важное"?
- Слушай-ка, княгиня!..
А где твой камердинер Петр? Я его не
видел с прошлого августа.
- Чего ты мелешь?
- Честное слово, с тех
пор не видел... Где он, твой
камердинер?
- Он такой же твой,
как и мой! - огрызнулась княгиня. И
вдруг рванулась с места и зашагала
к дверям, подметая платьем пол
вагона. У самых дверей -
остановилась, повернула ко мне
сиплое, надтреснутое лицо, все в
слезах, и крикнула:
- Ненавижу я тебя,
Андрей Михайлович! Не-на-ви-жу!! И
скрылась.
"Вот это да-а-а, -
протянул я восторженно, как давеча
декабрист. Ловко она меня отбрила!"
И ведь так и ушла, не ответив на
самое главное!.. Царица Небесная,
что же это главное? Именем щедрот
Твоих - дай припомнить!.. Камердинер!
Я позвонил в
колокольчик... Через час - опять
позвонил.
- Ка-мер-ди-нер!! Вошел
слуга, весь в желтом, мой камердинер
по имени Петр. Я ему как-то
посоветовал, спьяну, ходить во всем
желтом, до самой смерти - так он
послушался, дурак, и до сих пор так и
ходит. - Знаешь что, Петр? Я спал
сейчас или нет - как ты думаешь? Спал?
- В том вагоне
- да, спал.
- А в этом - нет?
- А в этом - нет.
- Чудно мне это, Петр...
Зажги-ка канделябры. Я люблю, когда
горят канделябры, хоть и не знаю
толком, что это такое... А то, знаешь,
опять мне делается тревожно...
Значит, Петр, если тебе верить: я в
том вагоне спал, а в этом проснулся.
Так?
- Не знаю. Я сам спал -
в этом вагоне.
- Да зачем мне тебя
было будить! В этом вагоне тебя
незачем было будить, если ты в этом
и сам проснулся?..
- Ты не путай меня,
Петр, не путай... Дай подумать.
Видишь ли, Петр, я никак не могу
разрешить одну мысль. Так велика
эта мысль.
- Какая же это мысль? -
А вот какая: выпить у меня чего-нибудь
осталось?..
Предыдущая глава Содержание Cледующая глава