А потом, конечно,
все заклубилось. Если вы скажете,
что то был туман, я, пожалуй, и
соглашусь - да, как будто туман. А
если вы скажете - нет, то не туман, то
пламень и лед - попеременно то лед,
то пламень - я вам на это скажу:
пожалуй что и да, лед и пламень, то
есть сначала стынет кровь, стынет, а
как застынет, тут же начинает
кипеть и, вскипев, застывает снова.
"Это лихорадка, -
подумал я. - Этот жаркий туман
повсюду - от лихорадки, потому что
сам я в ознобе, а повсюду жаркий
туман." А из тумана выходит кто-то
очень знакомый, Ахиллес не Ахиллес,
но очень знакомый. О! теперь узнал:
это понтийский царь Митридат. Весь
в соплях измазан, а в руках - ножик...
- Митридат, это ты,
что ли? - мне было так тяжело, что
говорил я почти беззвучно. - Это ты,
что ли, Митридат?..
- Я, - ответил
понтийский царь Митридат.
- А измазан весь
почему?
- А у меня всегда так.
Как полнолуние - так сопли текут...
- А в другие дни не
текут?
- Бывает, что и текут.
Но уж не так, как в полнолуние.
- И ты что же, совсем
их не утираешь? - я перешел почти на
шепот. - Не утираешь?
- Да как сказать?
случается, что и утираю, только ведь
разве в полнолуние их утрешь? не
столько утрешь, сколько размажешь.
Ведь у каждого свой вкус - один
любит распускать сопли, другой
утирать, третий размазывать. А я в
полнолуние...
Я прервал его: -
Красиво ты говоришь, Митридат,
только зачем у тебя ножик в руках?..
- Как зачем?.. да
резать тебя - вот зачем!.. Спросил
тоже: зачем?.. Резать, конечно... И как
он переменился сразу! все говорил
мирно, а тут ощерился, почернел - и
куда только сопли девались? - и еще
захохотал, сверх всего! Потом опять
ощерился, потом опять захохотал!
Озноб забил меня
снова: "Что ты, Митридат, что ты!"
- шептал я или кричал, не знаю, - "Убери
нож, убери, зачем...?" А он уже
ничего не слышал и замахивался, в
него словно тысяча почерневших
бесов вселилась... "Изувер!" И
тут мне пронзило левый бок, и я
тихонько застонал, потому что не
было во мне силы даже рукою
защититься от ножика... "Перестань,
Митридат, перестань..."
Но тут мне пронзило
правый бок, потом опять левый, потом
опять правый, - я успевал только
бессильно взвизгивать, - и забился
от боли по всему перрону. Я
проснулся весь в судорогах. Вокруг -
ничего, кроме ветра, тьмы и
собачьего холода. "Что со мной и
где я? почему это дождь моросит?
Боже..."
И опять уснул. И
опять началось все то же, и озноб, и
жар, и лихорадка, а оттуда, издали,
где туман, выплыли двое этих верзил
со скульптуры Мухиной, рабочий с
молотом и крестьянка с серпом, и
приблизившись ко мне вплотную,
ухмыльнулись оба. И рабочий ударил
меня молотом по голове, а потом
крестьянка - серпом по ...цам. Я
закричал - наверно, вслух закричал -
и снова проснулся, на этот раз даже
в конвульсиях, потому что теперь
уже все во мне содрогалось - и лицо,
и одежда, и душа, и мысли.
О, эта боль! О, этот
холод собачий! О, невозможность!
Если каждая пятница моя будет и
впредь такой, как сегодняшняя, - я
удавлюсь в один из четвергов!..
Таких ли судорог я ждал от тебя,
Петушки? пока я добирался до тебя,
кто зарезал твоих птичек и вытоптал
твой жасмин?.. Царица Небесная, я в
Петушках!..
"Ничего, ничего,
Ерофеев... Талифа куми, как сказал
Спаситель, то есть встань и иди. Я
знаю, знаю, ты раздавлен, всеми
членами и всею душой, и на перроне
мокро и пусто, и никто тебя не
встретил, и никто никогда не
встретит. А все-таки встань и иди.
Попробуй... А че- моданчик твой, Боже,
где твой чемоданчик с гостинцами?..
два стакана орехов для мальчика,
конфеты "Василек" и пустая
посуда... где чемоданчик? кто и зачем
его украл - ведь там же были
гостинцы!.. А посмотри, есть ли
деньги, может есть хоть немножко!..
Да, да, немножко есть, совсем чуть-чуть;
но что они теперь - деньги?.. О,
эфемерность. О, тщета! О, гнуснейшее,
позорнейшее время в жизни моего
народа - время от закрытия
магазинов до рассвета!..
"Ничего, ничего,
Ерофеев... Талифа куми, как сказала
твоя Царица, когда ты лежал во гробе,
- то есть встань, оботри пальто,
почисти штаны, отряхнись и иди.
Попробуй хоть шага два, а дальше
будет легче. Что ни дальше - легче.
Ты же сам говорил больному мальчику:
"Раз-два-туфли-одень-ка-как-ти-бе-не
стыд-нo-спать..." Самое главное -
уйти от рельсов, здесь вечно ходят
поезда, из Москвы в Петушки, из
Петушков на Москву. Уход от рельсов.
Сейчас ты все узнаешь, и почему
нигде ни души, узнаешь и почему она
не встретила, и все узнаешь... Иди,
Веничка, иди..."
Предыдущая глава Содержание Cледующая глава